"It's always hard to call and tell mom that her daughter has been detained"

The story of Katerina Andreeva and Daria Chultsova, Belsat journalists, as told by their colleague Dmitry Yegorov.

The journalists are now in custody as suspects in a criminal case.
"IT'S ALWAYS HARD TO CALL AND TELL MOM THAT HER DAUGHTER HAS BEEN DETAINED"
The story of Katerina Andreeva and Daria Chultsova, Belsat journalists, as told by their colleague Dmitry Yegorov.

The journalists are now in custody as suspects in a criminal case.
Katerina Andreeva and Daria Chultsova worked on November 15 at “Change Square" in Minsk – they were streaming live from the scene. They were detained by riot police officers. At first, the journalists were accused of participating in an unsanctioned mass event and disobeying the demands of police officers – and arrested for seven days. But they didn't get out of prison: the administrative case was suddenly replaced by a criminal one. Katerina and Daria were charged under Part 1 of Article 342 of the Criminal Code – “Organization and preparation of actions that grossly violate public order, or active participation in them." The women are in custody until January 20, 2021. At the time of this conversation, the journalists were in a detention center in Zhodino.

How Katerina [Katya] and Daria [Dasha] worked, and what Belsat is doing in the current situation, was related by their colleague and editor Dmitry Yegorov, who is responsible for work with personnel at the channel.
– When Katya and Dasha were given seven days, it became clear that something was wrong. We expected that there would be either a fine or the full 15 days. But here was such a strange decision – seven days. Later it became known that Katya and Dasha were to be defendants in a criminal case. On the one hand I believe this is revenge. Revenge for the streams and for the previous work of Katya and Dasha. On the other hand, it is part of the policy of intimidating journalists. Not only Belsat, but all journalists in principle – any who are ready to provide independent information in Belarus.

– For the state, not all journalists are ‘media’ journalists because they aren't registered by the Ministry of Information.

– However, this does not prevent them from fining us for several years in a row for the production of media materials, whether we are classed as journalists or not. So are we journalists or not journalists? Please, make a choice.

Yes, it is true. Belsat has been working illegally in Belarus since the first day of its existence. This is understood by our colleagues and everyone who works for us. And this means there are certain risks. Everyone knows that too. But the criminal case is very serious overkill, in my opinion. We still cope with all the fines, and even in a sense, we are used to it. This is a kind of tax on independent information. That is how we perceive it. We are accustomed to the fact that we, the “Belsatovtsy”, have been regularly detained for several years.

But we cannot get used to such things as criminal punishment, or arrests for 15 days, for 30 days, when these "days" are rounded up ... This is a very dangerous situation.
Katerina Andreeva. Photo provided by Belsat TV
– Was there any fear that everything could end in a criminal case against Katerina and Daria?

– Before this, our other colleagues from Belsat were also drawn into criminal cases. These include Dima Soltan, Dima Kravchuk, Artyom Boguslavsky. But, fortunately, their custodial measures were not so severe. They were not placed in the isolation unit. They just served a “day” and got off with a fine. Did we expect that there will be continued? In principle, no one excluded the possibility that there would be new persons involved in criminal cases among journalists. But we hoped to the end that there would be no such measures of detention as the isolation unit and prison.

– During and after the 2020 election campaign, Katerina Andreeva was detained more than once in the performance of her professional duties and faced administrative charges. Was the journalist hunted especially?

– The hunt was on for everyone who cnoducts live streams. Streams became a pain for the authorities, they wanted to prevent them in every possible way. Our film crews were tracked down when signatures were being collected, at pre-election meetings and when rallies were held. There was such a story in Grodno: the police tracked us down and said that if there was even one more second of stream, they would detain us and confiscate our equipment.
The hunt was on for everyone who conducts live streams. Streams became a pain for the authorities, they wanted to prevent them in every possible way.
Even before the elections, there was a targeted disconnection of mobile communications. For example, when we were planning to stream from an election meeting, all of a sudden, mobile devices stopped working for our camera operators and journalists. And the internet, and in general any connection.

Was there a hunt specifically for Katerina or specifically for Daria? I believe that there has been and continues to be a hunt for those who actively broadcast, stream, and take videos. I know that the secret services may still have a special attitude towards Katerina, primarily because Katerina with Igor Ilyash (husband of Katerina Andreeva. – Ed.), are the authors of numerous investigations. For example, about how Belarus trades with the unrecognized LPR and DPR [separatist regions of Ukraine supported by Russia], how it cooperates with the Crimean authorities [Russian-backed government of the annexed Ukrainian territory]. They also conducted a journalistic investigation into militants of Belarusian origin who are fighting or have fought in the Donbass [Ukraine], who later returned to Belarus, and whom the secret services do nothing about.

I think that this is another additional point, because of which Katerina Andreeva and Igor Ilyash are of interest to the secret services. I do not exclude that Igor, who is now on the “day”, he was given 15 days, may also be charged with any criminal liability or that some kind of interrogation will begin. We have absolutely no idea what will happen next.
Igor Ilyash at the trial of Katerina Andreeva. Photo provided by Belsat TV
Katerina has always been interested in hardcore topics: militants in the Donbas, corruption. Katerina developed these topics together with Igor. Besides, Katerina is a very charismatic, cool streaming journalist. She likes the drive of live streams, she likes to do them. During such work, she gives her best by 120%. And you can see results in what she does.

It was streams that became her main job during the elections and after. This is what she has been doing the most in recent months. We hoped that Katerina would return to special investigations. Because there are very few journalists who undertake such investigative work. But for now the priority for her was just streams, live broadcasts.

In addition to pressure from the authorities, it is known that Katerina was threatened on social networks. For example, on her and Igor's investigation about the militants in the Donbass. Because it came from there. We had a serious conversation with Katerina about the threats. She said: “I see that they just want to unsettle me. They specifically threaten me, they want to scare me, but they won't succeed”. She tried not to take it to heart, although the threats were actually scary – considering what were written by people who, perhaps, really have combat experience in the Donbas and who did not like what Katerina wrote about them.

Detentions, fines, courts, summons, some calls from the police that you need to appear by a subpoena, they said that they want to talk ... All of this saps a lot of energy. In addition, you constantly understand that your personal phone may be seized from you, that equipment may be seized from you or your camera operator, which also costs money. You can be detained and thrown behind bars. You feel responsible for everything, that your colleague is left virtually without a tool for work, for earning a living.
You constantly understand that your personal phone may be seized from you, that equipment may be seized from you or your camera operator, which also costs money. You can be detained and thrown behind bars.
This is also a very significant blow to journalists. And you always keep in mind that it's best not to get caught. Yes, maybe they will release you, check your documents, issue a summons and give you a fine, but there is always a risk that one will be left without equipment and virtually without work. It also means that the capabilities of our TV channel will decrease: we will not be able to shoot some stories, make reports or streams.
– What materials did Daria Chultsova do? Was she in this situation for the first time?

– She had the status of a suspect in a criminal case for the first time. But not for the first time had she been involved with the police: she had been detained as a journalist, as a camera operator. Dasha is both a journalist and an operator, which is her unique value. The fact is that she previously worked in the city of Mogilev as a journalist with a partner camera operator. In September, she decided to move to Minsk and wrote to me about it: that there was more work in Minsk, more interesting, and she would like to try herself as a camera operator. It turned out that in Mogilev she not only went to shoots with the cameraman, but constantly asked him how the equipment worked, tried to shoot things herself. And already in Minsk – after the move – she began to work both as a journalist and as an operator.

Dasha, I am sure, has a great future as a TV journalist. When a person understands how to do a story, and film reports, then he is immediately half a head taller than his colleagues, who are only journalists and are not familiar with the camera business.

Dasha works with socio-political topics, talks about people's problems. Well, she also started to go on streams as an operator in Minsk. On that day – November 15 – she worked with Katerina as her camerawoman.
Daria Chultsova. Photo provided by Belsat TV
As far as I remember, Dasha had not been detained in Mogilev. Perhaps were she received subpoenas by our “favorite” article 22.9 of the Code of Administrative Offences. There were fines. But the detentions began in Minsk. Because of the nature of my work, I remember very well the days when we first searched for the right police department, and then – when we found her – how I contacted Dasha's mother.

It's always hard to call a mother and say: “Hello, my name is Dima Yegorov, I'm from Belsat, your daughter has just been detained. Don't worry, we know where she is, we will provide her with a lawyer...”. And this is especially difficult in the case of Dasha, because she is a young journalist, at the very, start of her career. I understand how psychologically difficult it is for the journalist themselves and their relatives who do not know what is happening to the person. Because we bring to mind the context of all these arrests, how people are beaten, how they were beaten in the first days after the elections. You never know what will be done with journalists.

What is happening to Dasha now, we do not know, because the lawyer is not allowed to see her, and there is practically no contact. They sent her a package recently. I hope that everything will work out, that it will be easier for her there. It is very important that they all get letters, so that they do not feel completely isolated, that they have been forgotten.
What is happening to Dasha now, we do not know, because the lawyer is not allowed to see her, and there is practically no contact.
– What is Belsat doing to protect its journalists?

– First of all, we provide legal assistance. We help with lawyers for absolutely all of our journalists who get into trouble. We are in constant contact with relatives – both Katerina and Daria's, and Igor's, who is in the isolation unit.

But it is not so easy to do something here, to somehow influence the Belarusian authorities. I have a feeling that they are completely self-isolated and in some kind of vacuum. I'm not even sure if there are any opportunities for diplomatic interaction, for example, between Poland and Belarus, because Belsat is officially a Polish TV channel. I'm not sure that any contacts have been retained at all, because the rhetoric is such that Poland and Lithuania are the main enemies of Belarus. It's hard to do something at the political level.
Katerina Andreeva. Photo provided by Belsat TV
We can talk and talk about it wherever it is possible, to say that our journalists are in trouble. Our colleagues from other media help us. We talk about how we work and how Belarusian journalism ended up in such a dire situation.

In spite of everything, journalists go out and continue to work, shoot stories. I admire the firmness and courage of my colleagues. I see that the potential is very great. For many, this persecution has further reinforced the belief that journalism and the spread of truth and independent information are not to be abandoned today. You can't sink to the bottom, because then it will erase everything, wipe out the previous years of work.
For many, this persecution has further reinforced the belief that journalism and the spread of truth and independent information are not to be abandoned today. You can't sink to the bottom, because then it will erase everything, wipe out the previous years of work.
In my opinion, only now it has become absolutely clear to all colleagues that the arrests of journalists – for example, Belsat or TUT.BY – is not a problem just for Belsat or TUT.BY. It is a problem for all of us. Because it can happen to anyone. “Belsat” was again denied accreditation, but the next day a campaign to “normalize the situation” with accreditations began – and accreditation was taken away from everyone.

It is very important for us to respond to the slightest incidents of harassment of journalists. It can't be ignored. Today – Belsat, tomorrow – a different media. This is an attack on all journalists. If we retreat further, the authorities will continue to advance. I am not happy that this whole situation happened, but I am glad that this pressure on the media caused the response that we have become even more in solidarity.

«Это всегда тяжело, звонить и говорить маме, что её дочь задержали»
Историю Катерины Андреевой и Дарьи Чульцовой рассказывает их коллега Дмитрий Егоров, «Белсат TV».

Суд признал журналисток виновными и наказал их двумя годами лишения свободы в колонии общего режима.
«Это всегда тяжело, звонить и говорить маме, что её дочь задержали»
Историю Катерины Андреевой и Дарьи Чульцовой рассказывает их коллега Дмитрий Егоров, «Белсат TV».

Суд признал журналисток виновными и наказал их двумя годами лишения свободы в колонии общего режима.
Катерина Андреева (Бахвалова) и Дарья Чульцова работали 15 ноября на «Площади перемен» в Минске — они вели стрим с места событий. Их задержали сотрудники ОМОНа. Сначала журналисток обвинили в участии в несанкционированном массовом мероприятии и неподчинении требованиям сотрудников милиции — и арестовали на семь суток. Но из тюрьмы они так и не вышли: административное дело неожиданно сменилось уголовным. Катерине и Дарье предъявили обвинение по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса — «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них».

До суда девушки всё время находились в СИЗО. Свидания с родственниками им запретили. Правозащитные организации признали журналисток политическими заключёнными.

18 февраля 2021 года состоялось итоговое заседание суда (судебный процесс длился три дня: 9, 16 и 17 февраля), на котором вынесли решение: признать корреспонденток «Белсата» виновными и назначить наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии общего режима.

В ноябре 2020-го, когда девушки уже находились в заключении, мы поговорили с их коллегой и редактором Дмитрием Егоровым о том, как работали Катерина и Дарья и что предпринимает телеканал «Белсат» в сложившейся ситуации.
Послушать подкаст на других платформах:
Apple PodcastsGoogle PodcastsЯндекс.МузыкаВконтакте
— Когда Кате и Даше дали семь суток, стало понятно, что что-то не так. Мы рассчитывали, что будет или штраф, или все 15 суток. А тут такое странное решение — семь суток. После стало известно, что Катя и Даша становятся фигурантками уголовного дела. Я считаю, что, с одной стороны, это месть. Месть за стримы и за предыдущую работу Кати и Даши. А с другой стороны, это политика запугивания журналистов. Не только «Белсата», но и всех журналистов в принципе — кто готов давать независимую информацию в Беларуси.

 — Для госорганов все журналисты не зарегистрированных министерством информации медиа журналистами не являются.

 — Однако это не мешает штрафовать нас несколько лет подряд за изготовление материалов СМИ, хотя мы вроде бы и не журналисты. Так мы журналисты или не журналисты? Определитесь, пожалуйста.

Да, «Белсат» работает нелегально в Беларуси с первого дня своего существования. Это всё понимают коллеги и все, кто у нас работает. И это определённые риски. Все тоже это знают. Но уголовное дело — по-моему, уже очень серьёзный перебор. Мы ещё справляемся со всеми штрафами, и даже в каком-то смысле к этому привыкли. Это такой своеобразный налог на независимую информацию. Так мы это воспринимаем. Мы привыкли к тому, что именно нас, «белсатовцев», задерживают регулярно уже несколько лет.

Но привыкнуть к таким вещам, как уголовное наказание, как аресты по 15, по 30 дней, когда суммируются вот эти вот «сутки»… Это очень опасная ситуация.
Катерина Андреева. Фото предоставлено телеканалом «Белсат»
— Было ли опасение, что всё может окончиться уголовным делом в отношении Катерины, Дарьи?

 — Перед этим фигурантами также уголовного дела стали и другие наши коллеги из «Белсата». Это Дима Солтан, Дима Кравчук, Артём Богуславский. Но у них, к счастью, мера пресечения не такая суровая. Их не поместили в изолятор. Они просто отсидели «сутки» и отделались штрафом. Ожидали ли мы, что будет продолжение? В принципе, никто не исключал, что будут новые фигуранты уголовных дел среди журналистов. Но мы до конца надеялись, что таких мер содержания, как изолятор и тюрьма, не будет.

— Катерину Андрееву во время и после выборной кампании 2020 года не раз задерживали при исполнении профессиональных обязанностей и привлекали к административной ответственности. На журналистку велась охота?

 — Охота велась на всех, кто ведёт стримы. Стримы стали болевой точкой властей, их всячески хотели не допустить. Наши съёмочные группы выслеживались ещё когда собирались подписи, проходили предвыборные встречи, митинги. В Гродно была такая история: милиционеры нас выследили и сказали, что, если будет ещё хоть одна секунда стрима, — нас задержат и конфискуют аппаратуру.
Охота велась на всех, кто ведёт стримы. Стримы стали болевой точкой властей, их всячески хотели не допустить
Ещё до выборов происходило адресное отключение мобильной связи. Например, когда мы планировали вести стрим со встречи, посвящённой выборам, внезапно у наших операторов и журналистов переставали работать мобильные телефоны. И интернет, и вообще любая связь.

Была ли охота именно на Катю или именно на Дашу? Я считаю, что была и продолжается охота на тех, кто активно вещает, делает стримы, снимает видео. К Кате, я знаю, у спецслужб может быть ещё особенное отношение прежде всего потому, что Катя вместе с Игорем Ильяшем (муж Катерины Андреевой. — Прим. ред.) — авторы многочисленных расследований. Например, про то, как Беларусь торгует с непризнанными ЛНР и ДНР, как сотрудничает с властями Крыма. Они также вели журналистское расследование про боевиков беларусского происхождения, которые воюют или воевали на Донбассе, которые вернулись в Беларусь, и спецслужбы с ними ничего не делают.

Я думаю, что это ещё дополнительный момент, из-за которого Катя Андреева и Игорь Ильяш интересны спецслужбам. Не исключаю, что Игорь, который сейчас находится на «сутках», ему дали 15, тоже может быть привлечён к какой-либо уголовной ответственности или начнутся какие-то допросы. Мы совершенно не знаем, что будет дальше.
Игорь Ильяш на суде над Катериной Андреевой. Фото предоставлено телеканалом «Белсат»
Катю всегда интересовали хардкорные темы: боевики на Донбассе, коррупция. Вместе с Игорем они разрабатывали эти темы. Кроме того, Катя очень харизматичная, классная журналистка для стримов. Ей нравится драйв стримов, она любит их делать и снимать. Во время такой работы она выкладывается на 120%. И видно, что у неё получается.

Именно стримы стали для неё основной работой во время выборов и после. Это то, чем она занималась последние месяцы больше всего. Мы надеялись, что Катя вернётся и к расследованиям. Потому что журналистов, которые берутся за расследования, очень мало. Но пока приоритетом для неё были именно стримы, выход в эфир вживую.

Кроме давления властей, известно, что Кате угрожали в социальных сетях. И это был такой фидбек на её и Игоря расследование про боевиков на Донбассе. Потому что оттуда это шло, оттуда ноги росли. У нас был серьёзный разговор с Катей по поводу угроз. Она говорила: «Я понимаю, что они просто хотят меня выбить из колеи. Они мне специально угрожают, хотят напугать, но у них ничего не получится». Она старалась не принимать это близко к сердцу, хотя угрозы были на самом деле страшные — если учитывать, что писали люди, у которых, возможно, действительно есть боевой опыт на Донбассе и которым не понравилось, что Катя про них написала.

Задержания, штрафы, суды, повестки, какие-то звонки милиционеров, что нужно явиться по повестке, что хотят поговорить… Это всё отнимает очень много энергии. Кроме того, ты постоянно понимаешь, что у тебя могут изъять твой личный телефон, у тебя или у твоего оператора могут изъять технику, которая тоже стоит денег. Тебя могут задержать и бросить за решётку. Ты чувствуешь за всё ответственность, что твой коллега остаётся фактически без инструмента для работы, для зарабатывания на жизнь.
Ты постоянно понимаешь, что у тебя могут изъять твой личный телефон, у тебя или у твоего оператора могут изъять технику, которая тоже стоит денег. Тебя могут задержать и бросить за решётку.
Это тоже очень весомый удар по журналистам. И всегда держишь в голове, что лучше не попадаться. Да, может, тебя выпустят, проверят документы, выпишут повестку и дадут штраф, но всегда есть риск, что останемся без техники и фактически без работы. Также это значит, что уменьшатся возможности телеканала: мы не сможем снять какие-то сюжеты, сделать репортажи и стримы.
— Какие материалы делала Дарья Чульцова? Впервые ли оказалась в такой ситуации?

 — В статусе подозреваемой по уголовному делу она оказалась впервые. Но не впервые — в милиции: её задерживали как журналистку, как оператора. Особенность и ценность Даши — она универсал: и журналист, и оператор. Дело в том, что она раньше работала в Могилёве как журналист с напарником-оператором. В сентябре решила переехать в Минск и написала мне об этом: что в Минске больше работы, интереснее, и она бы хотела попробовать себя ещё в качестве оператора. Оказалось, что в Могилёве она не просто ездила на съёмки с оператором, но постоянно спрашивала у него, как что-то делать, пробовала сама что-то снимать. И уже в Минске — после переезда — она стала работать и как журналист, и как оператор.

У Даши, я уверен, большое будущее как у тележурналиста. Когда человек умеет и понимает, как снимать сюжет, репортажи, то он сразу на полголовы выше коллег, которые только журналисты и не знакомы с операторским делом.

Даша работает с общественно-политическими, социальными темами, рассказывает про проблемы людей. Ну, а в Минске ещё начала выходить на стримы как оператор. В тот день — 15 ноября — она работала с Катей как оператор…
Дарья Чульцова. Фото предоставлено телеканалом «Белсат»
Насколько помню, в Могилёве Дашу не задерживали. Возможно, только повестки приходили по нашей «любимой» статье 22.9 кодекса об административных правонарушениях. Были штрафы. Задержания начались в Минске. Из-за характера своей работы отлично помню дни, когда мы сначала искали, в каком она РУВД, потом — когда нашли — как я контактировал с мамой Даши.

Это всегда тяжело, звонить и говорить маме: «Здравствуйте, меня зовут Дима Егоров, я из „Белсата“, вашу дочь только что задержали. Вы не волнуйтесь, мы знаем, где она, мы обеспечим ей адвоката…». И особенно нелегко это в случае Даши, потому что она молодая журналистка, в самом-самом начале своего пути. Я понимаю, как это психологически тяжело переживать и самому журналисту, и близким, которые не знают, что с человеком происходит сейчас. Потому что мы помним бэкграунд этих всех задержаний, как избивают людей, как их избивали в первые дни после выборов. Никогда не знаешь, что будут делать с журналистами.

Что происходит с Дашей сейчас, нам неизвестно, потому что адвоката к ней не пускают, связи практически нет никакой. Недавно отправили ей посылку. Надеюсь, что всё дойдёт, ей там будет легче. Очень важно, чтобы им всем писали, чтобы они не чувствовали себя в полной изоляции, что про них забыли.
Что происходит с Дашей сейчас, нам неизвестно, потому что адвоката к ней не пускают, связи практически нет никакой.
— Что предпринимает «Белсат» в защиту своих журналистов?

 — Прежде всего, мы обеспечиваем юридическую помощь. Мы помогаем с адвокатами абсолютно всем нашим журналистам, которые попадают в беду. Мы в постоянном контакте с близкими, с родными — и Кати, и Даши, и Игоря, который находится в изоляторе.

Но не так просто здесь что-то предпринять, хоть как-то повлиять на беларусские власти. У меня такое ощущение, что они полностью самоизолировались и в каком-то вакууме. Я даже не уверен, есть ли какие-то возможности дипломатического взаимодействия, например, между Польшей и Беларусью, потому что «Белсат» — официально польский телеканал. Не уверен, что вообще эти связи сохранились, потому что риторика такая, что Польша и Литва — это главные враги. Тяжело что-то предпринимать на политическом уровне.
Катерина Андреева. Фото предоставлено телеканалом «Белсат»
Мы можем говорить и говорим об этом везде, где только возможно, что наши журналисты попали в такую беду. Нам помогают наши коллеги из других медиа. Мы рассказываем про то, как работаем и как в такой ситуации оказалась вообще вся беларусская журналистика.

Несмотря ни на что, журналисты выходят и продолжают работать, снимают сюжеты. Я восхищен твёрдостью и смелостью коллег. Я вижу, что потенциал очень велик. Многих это преследование ещё больше укрепило в том, что журналистика, несение правды и независимой информации — то, что нельзя сегодня бросать. Нельзя залечь на дно, потому что тогда это всё перечеркнёт, перечеркнёт предыдущие годы работы.
Многих это преследование ещё больше укрепило в том, что журналистика, несение правды и независимой информации — то, что нельзя сегодня бросать. Нельзя залечь на дно, потому что тогда это всё перечеркнёт, перечеркнёт предыдущие годы работы.
По-моему, только теперь стало абсолютно ясно для всех коллег, что аресты журналистов, например, «Белсата» или TUT. BY, это не проблема только «Белсата» или только TUT.BY. Это проблема нас всех. Потому что это может случиться с каждым. «Белсату» в очередной раз отказали в аккредитации, но, условно говоря, на следующий день начинается кампания по «нормализации ситуации» с аккредитациями — аккредитацию забирают вообще у всех.

Нам очень важно реагировать на малейшие случаи преследования журналистов. Нельзя оставлять без внимания. Сегодня — «Белсат», завтра — другое медиа. Это наступление на всех журналистов. Если мы будем дальше отступать, власти продолжат дальше наступать. Я не рад, что вся эта ситуация случилась, но я рад, что это давление на СМИ вызвало такую реакцию, что мы солидаризуемся ещё в большей степени.
Адрес для писем и открыток: 222163, г. Жодино, ул. Советская, 22А, тюрьма №8.

Письма также можно отправить через онлайн-сервисы: письмо.бел или vkletochku.org

Кому:
— Екатерина Андреевна Бахвалова;
— Дарья Дмитриевна Чульцова.