"Everything has been done to paralyse our activities"
How the security services came to the Belarusian Association of Journalists. In the words of the association managers.
In the early morning of February 16, representatives of the security services stormed into the homes of the managers of the Belarusian Association of Journalists (BAJ), a registered non-governmental public association that protects the rights of journalists. A search was conducted at the Association's office. As revealed later, similar searches happened at the homes of human rights defenders, journalists and activists across the country. As the Investigative Committee reported, the action was initiated "with the aim of establishing the circumstances of financing of protest activities".

The Belarusian Association of Journalists is now working in very difficult conditions: the office is sealed, their bank account blocked, and office equipment, financial documents and the corporate seal have been seized…

The BAJ Chairman Andrei Bastunets and his deputies Oleg Ageev and Boris Goretsky told us about the searches and what actions the Association intends to take.
"It is possible that this story will continue"
Andrei Bastunets
BAJ Chairman
At about seven in the morning on February 16, my deputy, the BAJ press secretary rang me and said they were breaking into his flat. Right after that I contacted my colleagues, Oleg Ageev among them. Oleg did not pick up the phone and later I saw a message saying they had come to him as well. Everything was completely clear. I watched through the window as three figures dressed in black approached my entrance hallway. Soon the doorbell rang.

I took my time before I opened the door: I got dressed and collected my things. I was sure I would not be coming back home. Three men entered, introduced themselves as officers of the Main Internal Affairs Directorate of Minsk City Executive Committee and suggested we proceed to the BAJ office for a search. My flat was not searched. But it is possible that this story will continue.
Andrei Bastunets. Photo: Press Club Belarus
We arrived at the office. Within several hours they had inspected everything quite thoroughly. Several laptops were seized, phones, folders with the lists of association members, accounting documents, a safe with our corporate seal, water receipts worth nine Belarusian roubles and 23 Belarusian roubles cash. They also seized 'Abajur' magazines published by the BAJ. The cover of the latest issue featured photographs from the protests in white and red colours [Belarusian opposition colours - Ed.]. At the end, they sealed off the office.

At present we have no access to our office, our corporate seal, or accounting documents. Our current account is blocked.
In other words, everything has been done to paralyse the activities of the association.
However, if that was the purpose of the searches, they failed. First, BAJ employees have for a long time been working remotely because of the pandemic, without need to come to the office. Second, we will continue our work anyway: we will defend the rights of our fellow journalists and support independent journalism in the country – especially now, when it is suffering such unprecedented pressure.

During the search of the office, police officers were very much worried about the number of people gathered in the corridor, especially journalists. The officers rang their superiors to get advice about what to do next.

Later, when I gave a brief interview to the journalists on site, I found out that the flat my son lives in had also been searched. They had even come to him first: at seven in the morning, when they smashed down the doors and broke into the flat. Eight men, in full kit, with assault rifles. They forced my son down on the floor and shouted at him. Footage of this was later shown in the MIA materials. As a result of this search all the electronic equipment in the flat was seized.
It was a complete surprise to me because the flat is my wife's property and my son has no relation to either the BAJ's activities, or to mine.
Unfortunately, I am sure that pressure on the press, media organisations and on Belarusian Association of Journalists activists will only increase. On February 16, the police raided 90 addresses of human rights defenders, journalists and trade union representatives. Things were seized at each of the addresses: computers, phones, documents.

I assume the Investigative Committee, which sanctioned these searches, is now in shock because they need to sort out all these items. They are examining them now, looking for any leads. It is possible criminal prosecution of all the subjects of the searches will follow. We all – who had searches conducted on February 16 – still don't know our procedural status.

Since the Belarusian authorities have already crossed the Rubicon and they have no regard for the position of the USA, the European Union, or other democratic and professional communities in respect of current events, I forecast even harsher measures. It can reverse in a while, of course; the usual bargaining can start. It is even possible that the situation will improve – the economic crisis could force an improvement. Yet in the short-term perspective, I see no signs of positive changes.
Andrei Bastunets. Photo: Press Club Belarus
We all live in the expectation that they will come to us one day. And it can happen any day. Every morning I wake up and I wait for the doorbell to ring, for someone to be breaking my door down. Long-term plans are excluded in such circumstances.

I have no plans to leave the country and I'm ready to be detained. We have discussed our plan of action in various situations and created an anti-crisis office. We will also try and continue our trips to outlying regions to meet our colleagues who suffer the pressure of the authorities just like we do.

The Belarusian Association of Journalists was created in response to the violation of the rights of journalists in our country. These violations are now unprecedented. It is a challenge for us and we will do our best to fulfill our main task – to support and protect journalists working in Belarus.
"The state has unilaterally stopped acting in the public interest"
Oleg Ageev
deputy chairman of BAJ
At seven in the morning on February 16, some men started ringing the door of my flat, knocking loudly and demanding, "Police! Open the door!" I heard the voice of my neighbour among the men's voices. I rang her and asked what was happening. She said that there was a police crowd at my door and they had a saw ready to break my door down. When I heard the sound of the saw being switched on I understood I'd better let them in to avoid the additional problem of a broken door.

Five men stormed into the flat, but without violence. Two young men – witnesses – silently followed them. One of the security officers was dressed in black with no insignia, wearing an armoured vest and was armed; another one wore civilian clothes. Three other were armed with hand guns and they produced documents: one employee of the Main Directorate for Drugs Control and Combating Human Trafficking of the MIA of Belarus, one from the Main Directorate of Criminal Investigation of the MIA of Belarus, one from the Criminal Investigation Department of the Main Directorate of Internal Affairs of Minsk City Executive Committee.

While familiarising myself with the documents, I noticed a peculiar thing: the search was being conducted on February 16 while the order for it had been issued on February 1, and sanctioned by the Deputy General Prosecutor the same day. That is, it had taken them two weeks to prepare for such a large-scale action.
Oleg Ageev. Photo: humanrights.org
The MIA later reported they had conducted 90 searches across the country. The order for the search was almost blank: just that an investigator of such and such investigative directorate reviewed the criminal case (number stated) opened under Article 342 of the Criminal Code and ordered a search at my place of residence (address stated).

I have to admit, the officers were polite enough. Any disputes during the search were related to the appropriateness of the protocol.They disagreed with some of my demands, and denied some of my requests.

I have seen many searches and this particular one lacked the usual crudeness on the part of the security officers.

Yet it was a full shakedown. They moved and turned over the furniture, pulled out things in the middle of the room. They checked every pocket in all items of clothing, all corners, shelves and the ceiling storage. The search took a total of five hours without breaks: they arrived at seven in the morning and left at 12. Bear in mind, I only have a one-room flat.

A search protocol had 38 items of property seized. The MIA officers seized all the cash found in the flat: they only left about 100 roubles in my wallet. They also seized all laptops, external hard drives, flash drives, two hard disk drives from my old computer (it has Windows-98 installed on it, I think). They only left a printer and a TV set. They took four flags, two of which were the state flags of Ukraine and Poland.
I asked what crime one could possibly commit using the state flag of, say, Poland: but they did not answer.
They seized three notebooks with handwritten notes, a lot of business cards: of Belarusian and foreign lawyers, international organisations employees – the UN, Council of Europe, OSCE, embassies. They also took letters I had received from political prisoners and my personal correspondence with them, which seemed odd to me. Another important thing: my BAJ accreditations were seized, even old ones which had expired. They took my power of attorney authorising me to represent the Belarusian Association of Journalists and membership of other organisations. As well as several legal documents for the cases of journalists I legally represented.

But despite all the searches and the BAJ's activities being paralysed, we continue our work. I want to thank everyone who offered to help immediately, and provided equipment to replace the seized ones. We work remotely and hope to return to our normal state soon.
Oleg Ageev. Photo by Boris Goretsky
In fact, almost all Belarusian citizens – not only journalists – have lost their main right: a defence by a competent governmental body, as required by international law. The obligation of the courts, prosecution offices, police and other relevant structures – the obligation to protect human rights – has been expressly rejected. Should a breach take place though a governmental agent's fault, the state will openly protect the governmental officer.

In my experience, none of the legal documents were satisfied in the last six months: some were not even evaluated properly. In response to statements on opening criminal cases short formal notes are given – often in breach of all procedures and procedural legislation – making one single thing clear: we will not open a case, and you can take it or leave it.

And this is a serious challenge because the state has a significant amount of obligations before society and the individual within the "state–society–individual" system of relations.
In our country, the state has unilaterally stopped protecting the rights of individuals and is no longer acting in the public interest.
That is why the number of applications to international legal mechanisms has grown. And the possibility has appeared to use the legal mechanisms of foreign states regarding crimes against humanity. There are already criminal cases opened for such crimes committed and being committed in Belarus since last August. In other words, crimes against humanity are recognized as crimes under international law; and therefore any country can open corresponding criminal cases in its territory with its law enforcement agencies. Such investigations under universal jurisdiction have been initiated in Poland, Lithuania and Ukraine.

But in the near term, unfortunately, the rights of many people, especially journalists, human rights defenders, civil activists and political opposition actors will be violated, and their safety will be threatened.

Regarding the BAJ's activities, we plan to have a meeting with lawyers helping journalists: we'll try and develop general approaches to acting under these challenging conditions.

This is not the first time we have faced such a situation in 26 years of working under the current political system in Belarus.
But this is the first time human rights are being violated on such a scale and with such cynicism.
However, the experience of the past years has revealed itself. The current events rather provoke sarcasm: "it has never happened, yet here it goes again". The thing is to stay cheerful and do what we are good at; and what we must do.
"They were stopped from violence by three children present in the flat"
Boris Goretsky
deputy chairman of BAJ
On the morning of February 16, we were getting ready for school and for work. Around seven in the morning, I saw a gray Polo parked at the entrance hallway and two men in black masks near it. At 7.20 they started ringing the intercom, then the doorbell and it was clear this was serious. Our fears had come true.

But I still managed to ring my colleagues within 10 to 20 minutes and warn them about what was happening. A search was already underway at Oleg Ageev's. I also noticed a group of security officers with a saw and rushed to the door shouting not to cut it and that I have three children. I opened the door and raised my hands showing I was unarmed. To prevent violence.
Boris Goretsky. Photo: Press Club Belarus
They entered the flat. It was obvious they were wound up: they had been forced to spend some time at the landing seen by my neighbours. At first, they clearly wanted to show who was the boss: like, hands behind your back, head down. But they were likely stopped by three children present in the flat. The situation was defused; they showed me a document as they entered, made me sign it and let the special force unit – in camouflage and armed – leave.

Only the MIA officers remained to conduct the search on behalf of the Investigative Committee. They started to walk slowly around the rooms one by one and inspected each corner thoroughly.
They even looked in the bathroom, toilet, kitchen. They looked into coffee and tea tins, into the fridge and freezer.
They took all the clothes – even children's – from all the shelves and ceiling storage and examined it thoroughly, searched all pockets. They searched the whole flat in such a manner.

The whole process took about three and a half hours. Eventually, they seized mobile phones, two laptops,and all the flash drives they could find. They also took our children's phones, which was most traumatising for the children. It made all three of them cry.

They also took two white-red-white flags from us. By the way, the witnesses were some students living in a BSU [Belarus State University] dormitory in 10A Oktyabrskaya St. They might be future investigators and prosecutors. They watched me very closely when the white-red-white flag was revealed by the MIA officers. Perhaps, they were expecting me to get upset, start talking...

The operatives also took books. They flipped through all the volumes on the bookshelf. They were interested in works by Radio Svaboda, Uladzimir Arlou, Uladzimir Niakliaeu, Pavel Seviarynec.

To be honest, I was ready to be detained. Already while they were ringing the doorbell, I had put on warm clothes without a belt. I did not exclude the possibility that they would take me for a questioning and then to the detention centre in Valadarskaha.
But at some point, the officers said, "We will not detain you. If you're needed, we'll summon you."
And they packed all the things they had seized and left.

The search was conducted by the order of the Investigative Committee in a criminal case under Article 342 (Organisation of group actions causing serious harm to social stability). It said things and items related to the criminal case could be kept at my home. They left me a copy of the search protocol that included a list of the property seized.

I want to make it plain that it is absurd to suspect the BAJ of organising mass riots or actions. The association has been registered in Belarus and all our activities are public. We always submit reports to the various governmental institutions as required. Besides, we always underline our neutrality and disinterest in politics. Our task is to protect journalists. It is stated in our charter, which has been registered with the Ministry of Justice, and we follow it strictly.
Boris Goretsky. Photo: Press Club Belarus
Since our office has been sealed, and equipment, and a safe with our corporate seal and documents have been seized, our work now is complicated. Our colleagues helped us with equipment, but we are trying to use it minimally – there is the possibility of new searches and seizures.

And I am worried about the plants locked in the sealed office. Who will water them?

I would like to recommend to all my colleagues: be as open as possible, do not confront the security officers. Did they come to search you? Alright, let them take your things. Try to get prepared in advance for it both physically and psychologically.

If you fear they might come, conduct a "rehearsal" search yourself. Look at your place with the eyes of investigators. Check what you keep where. If there is anything of value, are you ready to lose it?

Given that they took a list of BAJ members and the applications to join the BAJ from our office, it is possible they will summon more people for a talk. But one should not fear it because the BAJ's activities and membership of the association are absolutely legal.

I would also recommend thinking about who to ring and their respective phone numbers, including the number of a lawyer. If you don't have an agreement with a lawyer in force yet, it would be good to make an arrangement with one you know to start representing you ahead of when it is required: and share his/her details with your family.

My most important advice is to stay calm. We are not in breach of anything here. The law will prevail, sooner or later.

«БЫЛО СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ ПАРАЛИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ»
Председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец и его заместители Олег Агеев и Борис Горецкий рассказали о том, как проходили обыски у них и что организация предпринимает сейчас.
Ранним утром 16 февраля силовики ворвались домой к руководителям Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) – зарегистрированной неправительственной общественной организации, которая защищает права журналистов. Обыск провели и в офисе ассоциации. Позже стало известно, что такие мероприятия прошли почти по всей стране у правозащитников, журналистов и активистов. В Следственном комитете по этому поводу сообщили: процедура инициирована «с целью установления обстоятельств финансирования протестной деятельности».

Сегодня Белорусская ассоциация журналистов работает в крайне сложных условиях: офис организации опечатан, счёт заблокирован, техника, финансовые документы и печать изъяты…
Послушать подкаст на других платформах:
Apple PodcastsGoogle PodcastsЯндекс.МузыкаВконтакте
«Не исключаю, что продолжение этой истории ещё будет»
Андрей Бастунец
председатель БАЖ
Около семи утра 16 февраля мне позвонил мой заместитель и пресс-секретарь БАЖ Борис Горецкий и сказал, что к нему ломятся в дверь. Сразу после этого я связался со своими коллегами, в том числе с Олегом Агеевым. Олег не отвечал, а вскоре я увидел сообщение, что к нему тоже пришли. Всё стало окончательно ясно. Я увидел в окно, что к моему подъезду подходят три фигуры в чёрном. Вскоре в дверь позвонили.

Я открыл не сразу: мне понадобилось несколько минут, чтобы одеться, собраться. Я был уверен, что домой не вернусь. В квартиру вошли трое, представились сотрудниками ГУВД Мингорисполкома, предложили проехать с ними в офис БАЖ для проведения обыска. В квартире обыск не проходил. Но я не исключаю, что продолжение этой истории ещё будет.
Андрей Бастунец. Фото: Press Club Belarus
Мы приехали в офис. В течение нескольких часов они довольно тщательно всё осматривали. Изъяли несколько ноутбуков, телефонов, папки со списками членов ассоциации, бухгалтерские документы, сейф с печатью, квитанцию на покупку воды номиналом 9 беларусских рублей, а также деньги – 23 беларусских рубля. Кроме того, изъяли журналы «Абажур», которые издаёт БАЖ. На обложке последнего номера были опубликованы фотографии с протестных акций в бело-красных тонах. Закончилось всё опечатыванием офиса.

На сегодня у нас нет доступа к офису, печати, бухгалтерским документам. Заблокирован наш расчётный счёт.
Другими словами, было сделано всё, чтобы парализовать деятельность организации.
Однако если это было целью обысков – то она не достигнута. Во-первых, из-за пандемии уже долгое время многие сотрудники БАЖ работают удалённо, находиться в офисе нет необходимости. Во-вторых, мы в любом случае продолжим нашу работу – будем защищать права наших коллег-журналистов, поддерживать независимую журналистику в стране, особенно сейчас, когда на неё оказывается особенно большое давление.

Во время обыска в офисе сотрудников милиции очень беспокоило то, что в коридоре находятся много людей, особенно журналисты. Силовики созванивались с руководством, уточняли, что и как делать.

После я давал экспресс-интервью собравшимся журналистам, во время которого внезапно узнал, что обыск прошёл и в квартире, где живёт мой сын. Более того, к нему пришли одному из самых первых: в семь утра выбили двери в тамбуре, вошли в квартиру. Восемь человек в полной экипировке, с автоматами. Они уложили сына на пол, кричали на него. Эти кадры позже появились в видеоматериалах МВД. В результате обыска изъяли всю технику, которая находилась в квартире.
Это стало для меня полной неожиданностью, потому что квартира является собственностью моей жены, а сын не имеет никакого отношения ни к деятельности БАЖ, ни конкретно к моей.
К сожалению, я убеждён, что давление на прессу, медиаорганизации, Белорусскую ассоциацию журналистов, активистов будет только возрастать. 16 февраля милиция провела рейд по 90 адресам правозащитников, журналистов, профсоюзников. По каждому адресу было что-то изъято: компьютеры, телефоны, документы.

Предполагаю, что Следственный комитет, который санкционировал эти обыски, находится в шоковом состоянии, потому что со всем этим изъятым имуществом придётся разбираться. Сейчас они изучают всё, ищут хоть какие-то зацепки. Вероятно, потом последуют уголовные преследования в отношении фигурантов этих обысков. Сейчас наш статус – всех тех, у кого прошли обыски 16 февраля – не определён.

Поскольку беларусская власть уже перешла рубикон и её не останавливает отношение США, Европейского союза, других демократических и профессиональных сообществ к происходящим событиям, я прогнозирую, что вскоре последуют ещё более жёсткие меры. Потом, конечно, может пойти откат назад, может начаться, как всегда, торг. Возможно, ситуация даже начнёт улучшаться (экономический кризис способен к этому подтолкнуть). Однако в ближайшей перспективе позитивных знаков изменений я не вижу.
Андрей Бастунец. Фото: Press Club Belarus
Практически все мы живём в ожидании того, что рано или поздно к нам придут – и это может произойти абсолютно в любой день. Каждое утро я просыпаюсь и жду звонка в дверь, что кто-то снова будет ломиться. Строить в таких условиях долговременные планы не получается.

Уезжать из страны я не собираюсь, к своему задержанию я также абсолютно готов. С коллегами мы обсудили план действий в разных ситуациях, создали антикризисный штаб. 16 апреля планируем провести съезд Белорусской ассоциации журналистов, который проходит раз в три года. Сейчас ведём к нему подготовку. Кроме того, постараемся продолжить поездки в регионы, чтобы встретиться с коллегами, которые тоже находятся под давлением властей.

Белорусская ассоциация журналистов создавалась как реакция на нарушения прав журналистов в стране. Сейчас эти нарушения достигли просто беспрецедентного уровня. Это вызов для нас, и мы будем стараться всеми возможными способами противостоять этому давлению, продолжать выполнять свою основную задачу – поддерживать, защищать журналистов, которые работают в Беларуси.
«Государство в одностороннем порядке прекратило действовать в общественных интересах»
Олег Агеев
заместитель председателя БАЖ
Ровно в семь утра 16 февраля в мою квартиру начали звонить какие-то мужчины, громко стучать и требовать: «Откройте! Милиция!». Среди мужских голосов я услышал голос своей соседки. Позвонил ей и спросил, что происходит. Она ответила, что около двери куча сотрудников милиции, с пилой, готовятся выламывать мне дверь. Когда я услышал звук включённой пилы, понял, что лучше впустить этих людей, иначе ремонт двери будет ещё одной проблемой, которую придётся решать.

В квартиру очень стремительно, но без применения насилия ворвались пять человек. Следом тихо зашли двое молодых парней – понятые. В группе силовиков один был в чёрной форме без опознавательных знаков с оружием и в бронежилете, другой – «по гражданке». Ещё трое были вооружены пистолетами, они представили документы: один – сотрудник республиканского наркоконтроля (Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси. – Прим. ред.), второй – из республиканского уголовного розыска (Главное управление уголовного розыска МВД Беларуси. – Прим. ред.), третий – из уголовного розыска по городу Минску (Управление уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома. – Прим. ред.).

Когда меня знакомили с документами, заметил интересную особенность: обыск проводился 16 февраля, а постановление на его проведение было вынесено 1 февраля, и в тот же день оно было санкционировано заместителем генерального прокурора. То есть подготовка к таким широкомасштабным действиям у них заняла больше двух недель.
Олег Агеев. Фото: humanrights.org
В последующем МВД отчиталось о том, что провело 90 таких обысков по всей стране. Постановление о производстве обыска было практически пустое по содержанию: следователь такого-то следственного управления рассмотрел материалы уголовного дела (указан номер), возбуждённого по статье 342 Уголовного кодекса, и постановил произвести обыск по моему месту жительства (указан адрес).

Надо признать, сотрудники вели себя достаточно корректно. В ходе всего обыска если и были какие-то споры, то они больше касались правильности оформления протокола. В некоторых случаях они с моими требованиями не соглашались, отклоняли некоторые мои ходатайства.
Мне приходилось видеть разные обыски, и отличительной чертой этого стало отсутствие хамства со стороны сотрудников спецслужб.
Однако «шмон» в квартире был по полной. Отодвигали и переворачивали мебель, вытаскивали в центр комнаты всё имущество, которое находилось дома. Проверяли все карманы во всей одежде, все углы, полки и антресоли. В общей сложности обыск длился около пяти часов, причём без какого-либо перерыва: в семь утра они ко мне пришли, а ушли в 12. И это при том, что у меня однокомнатная квартира.

В протоколе обыска значится 38 пунктов изъятого имущества. Сотрудники МВД изъяли все наличные деньги, которые находились в квартире (оставили только 100 с лишним рублей в моём кошельке). Кроме того, изъяли все ноутбуки, внешние жёсткие диски, флешки, два винчестера со старого компьютера (на нём ещё Windows-98, по-моему, стоит). Из оргтехники оставили только принтер и телевизор. Забрали четыре флага, два из которых – государственные флаги Украины и Польши.
На мой вопрос, какое преступление можно совершить, например, с помощью государственного флага Польши, они мне так и не ответили.
Изъяли три блокнота с рукописными записями, большое количество визиток: зарубежных и беларусских адвокатов, сотрудников международных организаций – ООН, Совета Европы, ОБСЕ, посольств. К слову, они также забрали – и это показалось мне странным – письма политических заключённых, с которыми я состоял в личной переписке. Ещё очень важный момент: были изъяты мои удостоверения, даже старые, с истёкшим сроком действия, выданные БАЖ. Изъяли доверенность, дающую мне право представлять интересы Белорусской ассоциации журналистов и права членов в других организациях. Забрали несколько документов правового характера по делам журналистов, по которым я как юрист представлял их интересы.

Но даже с учётом всех обысков и того, что деятельность БАЖ сейчас сильно затруднена, мы всё равно продолжаем работу. Хочу поблагодарить всех, кто сразу же предложил помощь, предложил технику взамен конфискованной. Работаем в дистанционном режиме и надеемся, что скоро вернёмся к нормальному состоянию.
Олег Агеев. Фото Бориса Горецкого
На самом деле практически все жители Беларуси, не только журналисты, лишились самого главного: защиты компетентного государственного органа, как того требует международное право. Те обязательства, которые есть у судов, прокуратур, милиции и других соответствующих структур – обязательства по защите прав человека – эти структуры демонстративно перестали выполнять. Если нарушение происходит со стороны представителей органов государства, то государство открыто защищает сотрудника госоргана.

Из своего опыта могу сказать, что за последние полгода ни один из правовых документов не был удовлетворён, некоторые даже не были рассмотрены по существу. В ответ на заявления о возбуждении уголовных дел приходят (зачастую с нарушением всех процедур и процессуального законодательства) короткие отписки, из которых понятно лишь одно: дело рассматривать не будем, делайте с этим что хотите.

А это очень серьёзный вызов, потому что в системе взаимоотношений «государство – общество – индивид» у государства есть весомый объём обязанностей перед обществом и перед индивидом.
В нашей стране государство в одностороннем порядке прекратило защищать права индивидов и действовать в общественных интересах.
Поэтому количество обращений к международным правовым механизмам значительно выросло. И появилась возможность использовать правовые механизмы других государств для работы в отношении преступлений против человечности. Уже есть возбуждённые уголовные дела по таким преступлениям, которые совершены и совершаются в Беларуси начиная с августа прошлого года и до настоящего времени. Другими словами, преступления против человечности признаются преступлениями согласно международному праву, и любая страна может на своей территории и своими органами охраны правопорядка возбуждать соответствующие уголовные дела. Особенно, если среди потерпевших есть граждане этой страны. Такие расследования по универсальной юрисдикции уже инициированы в Польше, Литве, Украине.

Но в ближайшей перспективе в Беларуси, к сожалению, права многих людей – особенно журналистов, правозащитников, гражданских активистов, политических оппозиционных деятелей – будут массово нарушаться, их безопасность под угрозой.

Что касается деятельности БАЖ, мы планируем провести встречу с юристами, которые помогают журналистам: попробуем обсудить и выработать общие подходы, как в этих непростых условиях необходимо действовать.

За 26 лет работы с существующей политической системой в Беларуси мы не в первый раз сталкиваемся с такой ситуацией.
Но впервые права нарушаются так массово и так цинично.
Однако опыт предыдущих лет даёт о себе знать, всё происходящее вызывает скорее сарказм: «никогда такого не было, и вот опять». Главное – не унывать, делать то, что мы умеем и должны делать.
«От применения насилия их остановило то, что в квартире трое детей»
Борис Горецкий
заместитель председателя БАЖ
Утром 16 февраля мы собирались кто в школу, кто на работу. Около семи часов из окна я увидел, что у подъезда стоит «Поло» серого цвета и рядом с ним двое в чёрных масках. В 7:20 начались звонки в домофон, затем в квартиру, и стало понятно, что всё это не просто так. Опасения подтвердились.

Однако за эти 10-20 минут я успел позвонить коллегам и предупредить о происходящем. У Олега Агеева тогда уже шёл обыск. Также я заметил группу силовиков с «болгаркой», подбежал к двери, закричал, что не надо ничего резать, что у меня трое детей. Открыл им и поднял вверх руки: показать, что я безоружен, чтобы не было насилия.
Борис Горецкий. Фото: Press Club Belarus
Эти люди зашли в квартиру. Было видно, что они на взводе: им пришлось какое-то время стоять на лестничной площадке на виду у соседей. Сначала явно хотели показать, кто сейчас главный: мол, руки за спину, голову наклонить. Но, вероятно, их остановило то, что в квартире находятся трое детей. Ситуация разрядилась, на входе они показали документ, дали мне в нём расписаться и отпустили силовую группу в камуфляже и с оружием.

Остались только сотрудники МВД, которые по просьбе Следственного комитета проводили обыск. Они начали постепенно обходить все помещения по очереди и очень тщательно осматривать каждый закуток в прямом смысле слова.
Смотрели всё даже в ванной, туалете, на кухне. Заглядывали и в банки с кофе и чаем, и в холодильник с морозильной камерой.
Со всех полок и антресолей достали всю одежду, даже детскую, и тоже тщательно ей исследовали, ощупали все карманы. И так прошлись по всей квартире.

Весь процесс длился примерно три с половиной часа. В итоге изъяли мобильные телефоны, два ноутбука, все флешки, которые нашли в доме. У детей мобильные телефоны тоже забрали, и это, к слову, стало для них самым травмирующим событием. Все трое до слёз расстроились.

У нас также забрали два бело-красно-белых флага. Кстати, в качестве понятых были какие-то студенты, которые проживают в общежитии БГУ на улице Октябрьской, 10А. Возможно, это будущие следователи и прокуроры. Они очень внимательно следили за моей реакцией, когда сотрудники МВД доставали бело-красно-белый флаг. Наверное, ждали, что в этот момент я упаду духом, начну что-то говорить…

Кроме этого, оперативники забрали книги. Они скрупулёзно проверили и пролистали все книги, которые стояли на книжной полке. Их заинтересовали издания «Радио Свобода», Владимира Орлова, Владимира Некляева, Павла Северинца.

Честно говоря, я был готов, что меня заберут. Ещё во время звонков в дверь я надел тёплые вещи, без ремня. Не исключал вероятность, что меня отвезут на какой-нибудь допрос, а после – на Володарку.
Но в какой-то момент эти сотрудники МВД сказали: «Мы вас не задерживаем. Если надо будет ­– вызовем».
И в конце всё изъятое упаковали и уехали.

Обыск проводился по постановлению Следственного комитета в рамках уголовного дела по статье 342 (Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок). Там написано, что у меня дома могут находиться предметы и вещи, которые относятся к уголовному делу. Мне оставили копию протокола обыска с описью изъятого имущества.

Я хочу отметить, что подозревать БАЖ в организации каких-то массовых беспорядков или действий – абсолютно абсурдно. Ассоциация зарегистрирована в Беларуси, вся наша деятельность публична. Мы всегда предоставляем все отчёты в разные государственные органы. Кроме того, мы всегда подчёркнуто показываем свой нейтралитет и аполитичность. Наша задача – защищать журналистов. Это прописано в нашем Уставе, который зарегистрирован в Министерстве юстиции, и мы чётко выполняем указанные там обязанности.
Борис Горецкий. Фото: Press Club Belarus
Из-за того, что офис опечатан, изъяты техника, сейф с печатью и документами, наша работа сейчас значительно затруднена. С техникой, конечно, оперативно помогли коллеги, но её мы стараемся тоже брать минимально: не исключены новые обыски и новые изъятия. Ну и я, конечно, переживаю за цветы, которые остались в закрытом офисе. Кто их польёт?

Всем коллегам сегодня хочу порекомендовать следующее: будьте максимально открытыми и не вступайте ни в какое противостояние с силовиками. Пришли с обыском? Ну хорошо, ну забирайте вещи. Постарайтесь подготовиться к этому и физически, и морально.
Если есть опасения, что к вам могут прийти, проведите «тренировочный обыск» сами.
Посмотрите на своё жильё глазами оперативников, проверьте, что у вас и где лежит, представляет ли это что-то какую-либо ценность, готовы ли вы с этим расстаться.

Поскольку при обыске из офиса забрали в том числе списки членов БАЖ, а также заявления на вступление в ассоциацию, есть вероятность, что кого-то будут вызывать на беседы. Однако этого не стоит бояться, потому что деятельность БАЖ и членство в ассоциации абсолютно законны.

Ещё рекомендую заранее позаботиться о том, кому и по какому номеру звонить, в том числе адвокату. Если нет заключённого соглашения с адвокатом, можно хотя бы просто договориться со знакомым адвокатом, что в случае необходимости он вступит в дело – и дать его контакт родным.

Но самая главная моя рекомендация – постарайтесь сохранять спокойствие. Мы ничего не нарушаем. Закон рано или поздно восторжествует.