'Pressure on our medium started with COVID-19'
Svetlana Garda, Editor-in-chief of Media-Polesye
'PRESSURE ON OUR MEDIUM STARTED WITH COVID-19'
Svetlana Garda, Editor-in-chief of Media-Polesye
Media-Polesye writes for three cities in the Brest region: Stolin, Luniniec and Pinsk. It's Editor-in-chief Svetlana Garda talks about what the editorial office had to face, whether they managed to keep the team and how the regional medium is going to work now.
How it started
Pressure on Media-Polesye started with COVID-19. On April 6, 2020 we received a warning from the Ministry of Information which broke to us that we were an Internet mass media. We had submitted documents for eight months before that but the institution found reasons to refuse us the mass media status every time.

The reason for the warning, however, was an article on coronavirus in which we stated that a patient had died in hospital based on the information from an ICU nurse where that person was hospitalized and his former colleagues. No official comment was available at the time.

That man recovered, fortunately, even though he told us the intensivists said, 'Sorry, there's nothing we can do.' The man thanked us later for the publication because it was the reason they rushed him into the regional hospital. Around the same time his wife, director of a big supermarket, was hospitalised, too. She received no proper treatment in Luniniec and had to go to a clinic in Minsk where COVID-19 was confirmed. It was the first case of the disease in our city. We interviewed the woman and she told us about how the disease was progressing, how she and her husband were denied treatment…I suppose, these very statements provoked persecution on our web-site.

The court ruled we were guilty and a 'threat to the country's national security'. I think they wanted to make us an example for other mass media and make a statement that there is no COVID-19 in the country.
The 'hearing' coincided with our employee, Vasily Matskevich's death due to COVID-19, as we suspected. He was 46. We spoke in the evening, then at night, the ambulance took him and in the morning he was gone. They didn't include COVID-19 in the diagnosis, of course: pneumonia secondary to comorbidities.

Then there was a hearing because of the article about the presidential candidate Sviatlana Tsikhanouskaya. She was born in Mikaševičy, in the Luniniec region. Our correspondent interviewed those who knew Sviatlana well: her neighbours, classmates, teachers. It was a very nice, kind material.

But after it was published, one teacher applied to the police demanding to deny what she said about Sviatlana Tsikhanouskaya, that she followed her husband like a wife of a Decembrist. It was the reason for a trial.

The third round of court hearings was because of the re-written Radio Svaboda article about the sentences given to the participants of the protest rallies in Pinsk. We could not go to Brest where the hearing took place, but the information was important region-wise so we reprinted it. It cost us a fine of 199 basic amounts out of 200 possible.

As a result of three trials we paid a total of 15,161 Roubles (about USD6,000).
'A sticker with Kastus Kalinouski provoked negativity'
On July 8 of the running year, a search was conducted at my home, at two key employees' homes and at the editorial office. I was away on holiday at the time, for two weeks. They took my husband right from work, turned everything upside down, seized equipment, an old phone, flash drives. There were Polish pins in a case in my son's room and there were a lot of questions in that regard—they were all white and red! A sticker with Kastus Kalinouski, which was kept there, too, provoked negativity.

At the office, where our accountant was brought with the keys, they could not remove a hard drive from a computer so they just took it, and the monitor with it, flash drives from photo cameras and even old voice recorders.

Interestingly, our office was in the building across from the KGB, right on the opposite side of the street. And we used to meet the officers. Their chief seemed especially polite: 'Hello, Svetlana [Anatolievna]', he used to greet me.

I regret the seized disks and flash drives most of all. They store vast personal archives. I was going to transfer them all to removable disks so many times… It is disgusting when the people suspecting you of terrorism are going through your personal photos, the history of your life, your family. For when is it that we take a photo? In our best moments. With our friends, colleagues. With our parents who are already gone. And now the things I hold dear are in alien hands.
'I thought I'd leave for several weeks…'
In early September, the Media-Polesye website was blocked. Brest regional prosecutor's office published the following in this regard:

'The Prosecutor's Office established multiple violations of the Law of the Republic of Belarus "On Mass Media" by the Internet mass medium media-polesye.by. Namely, to the best of our knowledge, a number of publications contained photographs and videos from the web-sites whose information was earlier recognized as extremist materials by the court, as well as hyperlinks to such websites.'

Which photographs? Which links? History is silent about that. Yet the thing is we tried and removed everything potentially 'prohibited' from our website before that. I suppose, we just got caught in the heat of the crackdown with no justification.
When the post-election repressions started, I received a call from the deputy head of the City Directorate of Internal Affairs summoning me. I said, 'Summon me properly'. That was the end of a civilized conversation, 'I'll come and get you in handcuffs.' I understood it could not end well.

I left the country, for several weeks as I thought back then. But I have been away from home for several months now. I understand, however, I can do more when I'm safe.

Another lawsuit, the fourth one, was filed against us. It was fabricated because of the article about a drunk gang beating up a taxi driver in Luniniec. According to the taxi driver, the offender (an influential person) was never even taken for examination while he himself had to spend a long time on sick leave due to his injuries. The police officers aka witnesses aka authors of the protocol aka the seeking to bring the publication to justice for 'distribution of information prohibited for distribution' consider themselves the victims.

The police have found a good way to meet their plan on fines. Even with our website blocked. So we are now considering the option to liquidate the legal entity to terminate the budget 'feeder'.
'I'm ready to employ but people are afraid'
Same as other independent media in Belarus, Media-Polesye keeps working via a VPN. Our attendance is down slightly, yet the core audience stayed with us. And we are trying to work at the same pace. Our website is updated regularly, even on weekends. Our social media pages are working well with a total of over 70 thousand followers.

The authorities keep looking for a way to close us completely. But thanks to qualified technical support we keep restoring our work.

Although it is hard to maintain the good spirits of the team and the team itself. We are a regional medium creating local content, writing about the people of Polesye. We used to meet at the office before everything happened and now it's impossible. So we have to work remotely: part of our team is abroad, part in Belarus.

Remote work is not the hardest thing. Our employees who are in Belarus are constantly in danger. People fear for their families, for their lives, so they are forced to resign. And I understand it.
In August 2020, our photo correspondent was detained at a rally in Pinsk. Moreover, once they found out he worked for Media-Polesye, they beat him. After a while he was detained again, that time he was targeted: people were only starting to gather at the square and our journalist hadn't even taken out his camera when they took him. He was sentenced to another administrative arrest. The ruling was challenged but later they invited him to the police department under false pretenses and detained. After he was released, the correspondent resigned.

That's why our team is a small one now. I am ready to employ people but everyone is afraid. No one wants to risk.
'Getting information is a real hunt now'
Officials used to say we were very useful giving a lot of service information. Police officers themselves—the ones who threatened to come and cuff me—used to ask us to publish this or that… When the crackdown on the national mass media began, we knew our turn would come.

It is hard to get information now. Our correspondent came to a school in Pinsk to take photographs of the 'last bell' at the end of the school year and was denied entry. They said, 'We have nothing for Media-Polesye.' Getting information is a real hunt now.

But our audience is very grateful and not indifferent! Our readers give us a lot of news topics sending us photo facts. However, they often ask to keep them anonymous. Once we write about a problem, it gets solved. So we are still journalists: we give a platform to ordinary people.
'Wouldn't you write ill about them?'
The authorities keep pressure on the regional mass media to keep silent the fact that the regions are not idle. Just recall what rallies took place across the country, in Pinsk in particular.

Regional media are the source of information for the national resources. Portals used to send a team to a region to prepare a material. But that was before. And now there is only information exchange. The country learns about the people and events in regions thanks to us.

Things are much harder for a regional journalist because people know us. We might go to some institution with our personal agenda and everyone gets tense—wouldn't you write ill about them?

Our correspondent recently wrote about the many bureaucratic hurdles she faced at the utilities service office trying to find a contract she needed. The whole structure is expecting an inspection from a superior institution now and the utilities service damns the journalist uncovering the institutional mess.

Now that we, journalists, not only interview but also are interviewed, we are often asked the question, 'What now? How to go on? What to do?'

Oksana Dobriyanets, who comes from the same area as I do and whom I met outside Belarus, gave a very precise answer to that question. She said, 'Take care of your health. We're going to need it when we start building the new Belarus.'
Photographs: Svetlana Garda's personal archives

«Прессинг на "Медиа-Полесье" пришёл с ковидом»
Светлана Гарда, главный редактор «Медиа-Полесья»
«Прессинг на "Медиа-Полесье" пришёл с ковидом»
Светлана Гарда, главный редактор «Медиа-Полесья»
«Медиа-Полесье» – издание, которое пишет для трёх беларусских городов: Столина, Лунинца и Пинска. Главный редактор Светлана Гарда рассказала, с чем пришлось столкнуться редакции, удалось ли сохранить команду и как издание будет работать дальше.
Как всё начиналось
Наш сайт запустился 1 июня 2012 года. До этого я работала в еженедельнике «Информ-прогулка». Пришёл момент, и я ощутила нехватку скорости – информация быстро устаревала. Решила создать свой ресурс: нарисовала эскиз сайта, структуру. Отдала дизайнеру, и процесс пошёл.

Сайт полюбили, аудитория росла, команда развивалась. За девять лет работы у проекта были два больших ребрендинга. Думаю, предстоят и другие. Во всяком случае, мы стремимся соответствовать веяниям современности.

Прессинг на «Медиа-Полесье» пришёл с ковидом. 6 апреля 2020-го мы получили предупреждение Министерства информации, из которого узнали, что мы, оказывается, являемся сетевым СМИ. До этого мы подавали документы в течение восьми месяцев, но ведомство постоянно находило отговорки, статус СМИ нам не давали.

Поводом для предупреждения стала статья о коронавирусе, в которой мы написали, что пациент умер в больнице. Об этом рассказала медсестра из отделения реанимации, где человек находился, и его бывшие коллеги. Официальных комментариев добиться не удалось.

Мужчина, к счастью, выкарабкался, хотя, как он рассказывал, слышал, что реаниматологи говорили: «Прости, не можем тебе помочь». Потом этот человек благодарил нас за публикацию, поскольку его экстренно отправили в областную больницу. В это же время была госпитализирована его жена, директор крупного супермаркета. В Лунинце ей не оказали должной медицинской помощи, и женщина была вынуждена обратиться в столичную клинику, где COVID-19 подтвердили. Это был первый случай болезни в нашем городе. Женщина дала нам интервью, в котором рассказала, как развивалась болезнь, как их с мужем не принимали на лечение… И, полагаю, именно эти откровения послужили поводом начатого в отношении сайта преследования.

Нас осудили, признали виновными в «угрозе национальной безопасности страны». Считаю, на нашем примере остальным СМИ хотели показать, что COVID-19 в стране нет.
«Судилище» происходило как раз в то время, когда, как мы подозреваем, от последствий коронавируса умер наш сотрудник, 46-летний Василий Мацкевич. Ещё вечером мы разговаривали, ночью его забрала «скорая», а утром Василия не стало. В диагнозе, разумеется, ковид не был указан: пневмония на фоне сопутствующих заболеваний.

Затем был суд за статью об экс-кандидате в президенты Светлане Тихановской. Она родом из Микашевичей Лунинецкого района. Корреспонденту о Светлане рассказали те, кто хорошо её знал: соседи, одноклассники, учителя. Получилась душевная, искренняя публикация.

Но после выхода статьи одна учительница написала заявление в милицию: потребовала опровергнуть информацию, мол, не она сказала, что Светлана Тихановская пошла за мужем как декабристка. Это стало новым поводом для суда.

Третий раз нас судили за рерайт статьи с Радио «Свобода» о приговорах, вынесенных в отношении участников акций протеста в Пинске. В Брест, где проходили судебные слушания, мы поехать не могли, но информация была важной для региона, поэтому перепечатали её. Это стоило нам штрафа в размере 199 базовых величин из 200 возможных.

По итогам трёх судов в общей сумме мы заплатили 15 161 рубль.
«Негатив вызвала наклейка с изображением Кастуся Калиновского»
8 июля этого года прошёл обыск у меня дома, у двух ключевых сотрудников и в офисе редакции. В это время я как раз уехала на две недели в отпуск. Мужа забрали прямо с работы, в доме перевернули всё вверх дном, изъяли технику, старый телефон, флешки. В комнате сына в шкатулке лежали польские значки, и на этот счёт было много вопросов: бело-красное всё же! Негатив вызвала хранившаяся там же наклейка с изображением Кастуся Калиновского.

В офисе, куда доставили бухгалтера с ключами, из компьютера не могли выкрутить жёсткий диск. Поэтому забрали системный блок и монитор заодно, флешки из фотоаппаратов и даже старые диктофоны.

Примечательно, что офис размещался в здании через дорогу от КГБ, прямо окна в окна. И всегда мы встречались на улице с сотрудниками. Особенно вежливым казался начальник: «Здравствуйте, Светлана Анатольевна» – так он всегда здоровался со мной.

Больше всего сожалею об изъятых дисках и флешках. На них столько личных архивов. Всё собиралась «перебросить» их на съёмный диск… Мерзко, когда люди, подозревающие тебя в терроризме, смотрят твои личные фотографии, историю твоей жизни, семьи. Ведь когда мы чаще всего делаем фото? В лучшие моменты. С друзьями, коллегами. С родителями, которых уже нет. И теперь то, что так мне дорого, непонятно в чьих руках.
«Четыре месяца вне дома»
В начале сентября сайт «Медиа-Полесья» заблокировали. Брестская областная прокуратура опубликовала по этому поводу такую информацию:

«Прокуратурой установлены многочисленные нарушения сетевым изданием media-polesye.by Закона Республики Беларусь "О средствах массовой информации". В частности, по данным прокуратуры, в ряде публикаций имелись фотографии и видео из интернет-сайтов, информационную продукцию которых суд ранее признал экстремистскими материалами, а также гиперссылки на такие сайты».

За какие фото? Какие ссылки? История, как говорится, умалчивает. Но дело в том, что до этого мы постарались удалить с сайта всё, что могло попасть в категорию «запретное». Предполагаю, что мы просто попали под каток зачисток, без всяких оснований.
Когда начались репрессии после выборов, мне позвонил замначальника ГОВД и потребовал явиться в отдел. Я ответила: «Вызывайте должным образом». Культурное обращение с той стороны быстро закончилось: «Сейчас за тобой с наручниками приеду». Я поняла, что ничем хорошим это не закончится.

Я уехала из страны. Думала, на несколько недель. Но уже четыре месяца я вне дома. Однако понимаю, что, находясь в безопасности, я полезнее.

Сейчас против нас в суд направили очередное дело, уже четвёртое. Оно сфабриковано по поводу публикации о том, как в Лунинце пьяная компания избила таксиста. Обидчика (влиятельное лицо), как рассказал таксист, даже не повезли на освидетельствование, а сам он из-за травм долгое время провёл на больничном. Потерпевшими посчитали себя милиционеры, они же свидетели, они же авторы протокола и инициаторы дела о привлечении издания к ответственности «за распространение информации, распространение которой запрещено».

Милиция нашла хороший способ выполнять план по штрафам. Даже при том, что наш сайт заблокирован. Поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы закрыть юрлицо, и, соответственно, «кормушку» для пополнения казны.
«Готова взять людей на работу, но все боятся»
Как и многие другие независимые медиа в Беларуси, «Медиа-Полесье» продолжает работать через VPN. Посещаемость несколько упала. Тем не менее, ядро аудитории осталось. Стараемся продолжать в том же ритме. Сайт регулярно наполняется, даже в выходные дни. Хорошо работают наши страницы в социальных сетях: общее количество подписчиков – свыше 70 тысяч.

Власти продолжают искать способы нас полностью закрыть. Но благодаря грамотной техподдержке, удаётся восстанавливать работу.

Однако командный дух и саму команду поддерживать на прежнем уровне очень сложно. Мы – региональное медиа, создаём местный контент, пишем о людях Полесья. Но если раньше мы постоянно собирались в офисе редакции, то сейчас это невозможно. Приходится работать удалённо: часть команды за границей, часть – в Беларуси.

Однако «удалёнка» – не самое трудное. Сотрудники, которые работают в стране, – в постоянной опасности. Люди выгорают. Но больше всего люди боятся за свои семьи, за свою собственную жизнь. Поэтому вынуждены увольняться. И я их понимаю.
В августе 2020-го во время освещения акции в Пинске задержали нашего фотокорреспондента. Более того, когда узнали, что он из «Медиа-Полесья», его избили. Через какое-то время задержали во второй раз, и это было прицельно: люди тогда только начали собираться на площади на акцию, наш журналист даже не успел фотоаппарат расчехлить, его под руки – и увели. Повторно присудили «сутки». Решение обжаловали. Но позже парня обманом пригласили в отделение милиции – и отправили за решётку. После отсидки корреспондент уволился.

Поэтому сейчас наша команда совсем небольшая. Я готова брать людей на работу, но все боятся. Никто не хочет рисковать.
«Добыча информации – теперь действительно добыча»
Раньше чиновники говорили, что мы очень полезны, даём много сервисной информации. Те же милиционеры, которые за мной с наручниками ехали, до этого просили что-то опубликовать… Когда начали зачищать национальные СМИ, мы понимали: дойдёт очередь и до нас.

Сейчас с информацией тяжело. Корреспондент пришла в пинскую школу сфотографировать «последний звонок», её не пустили. Сказали: «Для "Медиа-Полесья" ничего не даём». Добыча информации – теперь действительно добыча.

Но у нас очень благодарная и неравнодушная аудитория! Много информационных поводов дают читатели, присылают нам фотофакты. Но чаще всего при этом просят не указывать их фамилии. Пишем о проблемах, и их решают, то есть по-прежнему выполняем функцию журналистики: быть трибуной для простых людей.
«А не напишешь ли ты о них чего плохого!»
Власти давят на региональные СМИ, чтобы ни в стране, ни за рубежом не знали, что регионы тоже не спят. Вспомните, какие были акции протеста по всей стране, и в Пинске в частности.

Региональные медиа – источник информации и для национальных ресурсов. Это раньше порталы могли отправлять в регион несколько человек для подготовки материала. А теперь? Сейчас остался только обмен информацией. О событиях и о людях из регионов страна узнаёт благодаря нам.

Региональным журналистам работать значительно тяжелее. Потому что мы узнаваемы. Ты заходишь в какое-то учреждение даже по личным делам, и все напрягаются. А не напишешь ли ты о них чего плохого!

Недавно наша корреспондентка описала историю, с какими бюрократическими препятствиями столкнулась в ЖКХ в поисках нужного договора. Сейчас в структуру едет вышестоящая комиссия, а в ЖКХ проклинают журналиста, рассказавшего о ведомственном безобразии.

Нам, журналистам, которые теперь выступают не только интервьюерами, но и интервьюируемыми, часто задают вопрос: а что дальше? Как жить? Что нужно делать?

На этот вопрос очень чётко ответила моя землячка Оксана Добриянец, с которой встретились за пределами Беларуси. Она сказала: «Займитесь здоровьем. Оно нам очень понадобится, когда начнём отстраивать новую Беларусь».
Фотографии: личный архив Светланы Гарды